Без прошлого нет будущего! Любители истории приглашаются на увлекательную экскурсию туда, где зарождалась психология — наука о душе.

 Психология – одна из самых увлекательнейших наук, ведь наша психика лишь часть природы, и тайна ее безгранична. Однако человек в течение многих веков упорно пытается овладеть этой тайной, постичь природу своей души, найти возможности врачевания ее недугов. Глубочайшее прошлое человечества было не простым складом бессознательного, но таило в себе множество зародышей будущих творческих идей.

Древний мир
Практика воздействия одного человека на другого сформировалась в мире, для которого были свойственны острейшие переживания психической идентичности с природными явлениями, где психическая жизнь человека определялась «мистическим участием» в духовном пространстве. Психический инструментарий этого мира – магическое, то есть, полагающее возможным воздействовать на окружающих с помощью чудесных, выходящих за рамки природной причинности, средств. Первобытный человек без сомнений мог считать себя деревом или животным, физически отождествляя себя с ним. Эта нерасчлененность человеческой и природной стихий использовалась колдунами, исцелявшими или приводившими к гибели своих «пациентов» с помощью магических процедур. Такие древневосточные цивилизации, как Древняя Месопотамия, Древний Египет, Персия, Индия, внесли огромный вклад в познание человеческой души, ее болезней и методов исцеления. Психиатрия была органической частью религиозной практики с ее магическими аспектами. Эзотерическое понимание природы духовности в этих цивилизациях позволяло включать индивидуальную психическую энергию человечества в метапсихическую (оккультную) стихию космоса, что во многом определяло непостижимые для современного сознания методы воздействия на внутренний мир человека.

Ветхий Завет

принес новое понимание здоровья и болезни, источником и дарителем которых выступал Бог – творец мира и податель жизни. Безумие рассматривалось как кара за неверие или грех, и только Бог мог дать полное исцеление. Врачевание в этот период рассматривалось как человеческая реализация воли создателя.

Древняя Греция

Великие греческие философы Платон и Аристотель разработали концепции учения о душе, повлиявшие на всю дальнейшую философию и культуру. Греческие врачи дали серьезную классификацию душевных заболеваний и предложили системные варианты их лечения. Но рационалистический прорыв греков был лишь внешне гармоничной надстройкой над хаосом магических представлений о бесконечных, многомысленных психических взаимодействиях, пронизывающих космос – вселенную, и малый космос – человека. Эти представления предвосхитили некоторые современные подходы в психологии и психиатрии, в частности особую роль сновидений в психическом мире человека, значение бессознательной сферы для мотиваций поступков людей и человеческих сообществ.

Древние Римляне

со свойственным им прагматизмом разработали целую систему лечения психических расстройств и реабилитации больных неврозами. Более того, они, быть может, впервые всерьез обосновали то, что причинами многих болезней могут быть эмоциональные и нервные перенапряжения. Настоящий переворот в учениях о душе, психической сфере человека осуществил Святой Августин, автор «Исповеди» и грандиозной религиозной утопии «О Граде божием». Живший во времена крушения Западной Римской империи, когда индивидуальные и массовые психозы приобрели почти эпидемический характер, Августин уделил огромное внимание постижению внутреннего мира человека, формированию индивидуального «Я». Августин во многом предвосхитил психоанализ, отметил значение эмоциональных впечатлений раннего детства для складывания личности. В течение многих веков Августин как психолог был не понят, оставаясь недосягаемой вершиной, хотя авторитет его как Учителя Средневековья был велик.

Средневековье
было временем огромной психологической нестабильности. Причинами психических заболеваний считались козни дьявола и нечистой силы, хотя и те состояния, в которых прибывали святые, нередко можно было квалифицировать как резкие отклонения от психической нормы. С одной стороны, основным методом лечения было изгнание злого духа, с другой – окрашенное в религиозные тона безумие почиталось святым. Психическое нездоровье общества нашло выражение в охоте на ведьм, бушевавшем в Западной Европе несколько веков и приведшей к гибели на кострах множества женщин, находящихся в состоянии крайней психической экзальтации, приводившей к добровольным признаниям в связях с дьяволом. Иероним Босх в своих гениальных и безумных полотнах отразил фантастический распад рациональности, скрывавшийся за гармоничным фасадом ренессансного мира.

XVII век

Семнадцатому веку было суждено заложить основы современного мира. Это был век рождения подлинно научного рационализма. Один из родоначальников «новой философии», Рене Декарт, отказался от представлений о душе как «двигателе тела». Его размышления о сознании, как особой субстанции и зависимости психических процессов от внутренних и внешних материальных воздействий способствовали развитию научной психологии..

Эпоха просвещения

Восемнадцатый век открывает эру клинической психиатрии. Дифференцируются методы лечения психических заболеваний и неврозов. Возникают различные типы психиатрических больниц и лечебных учреждений, которые продолжают сохраняться и по настоящее время. Одновременно набирают силу и нетрадиционные направления в психотерапии – поиски панацей от всех видов психических расстройств и нервного истощения. Огромной популярностью пользуется френология, разработанная Ф. Галлеем, и «животный магнетизм» Месмера, врача и одного из крупных идеологов масонства, создавшего учение о действии в человеческом организме универсального флюида. Месмер проводил коллективные сеансы с элементами гипноза. У Месмера появились последователи, среди которых немало шарлатанов. Магнетические сеансы из лечебных процедур превратились в модную игру и средство получения денег, однако месмеризм как метод психотерапии еще долго оставался в арсенале лечебных воздействий на душевно больных.


Научные достижения ХIХ века

привели к бурному развитию комплекса психологических наук. Самым значительным в области теоретической психологии в этот период был вклад Фрейда, перевернувший традиционные представления в этой области. Фрейд создал новую общепсихологическую теорию личности как результата глубинного конфликта сознания и бессознательного и предложил психоанализ как универсальный метод не только психотерапии, но и историко-культурной интерпретации. В науке конца ХIХ в. Зигмунд Фрейд был одной из наиболее важных и влиятельных фигур в истории психиатрии и западной цивилизации. Ему удалось впервые объяснить человеческое поведение в психологических понятиях и продемонстрировать, что поведение это при определенных обстоятельствах можно изменить. Его выводы вызвали к жизни первую всеобъемлющую теорию личности, основанную на наблюдении, а не на умозрительных предположениях. Психология тогда делала попытки спастись от неуважительно-презрительного отношения, с которым относились к философии в целом. Впервые в университетах открывались кафедры психологии, обособленные от философских. Психология сознательно отказалась от поиска ответов на глобальные вопросы: «Что есть человек?», «Откуда он пришел и куда он идет?», «Влияет ли он на свою судьбу, принимая то или иное решение?». Изучались отдельные функции человеческого организма. Осознание Фрейдом подсознательных мотиваций существенно расширили сферу применения психологического подхода к психическим заболеваниям, впервые дав возможность влиять на структуру человеческой личности.

С тех пор психоанализ пережил долгую эволюцию и прочно укрепил свои позиции в современном обществе. В настоящее время учение Фрейда — фрейдизм — получило широкое распространение и вызывает к себе громадный интерес.